Содержание
Что такое маркировка рекламы: новый закон, токены, ОРД, ЕРИР
Нормы о маркировке рекламы в интернете в 2023 году претерпели ряд изменений согласно поправкам в законодательство, принятым осенью 2022 года. Государственные органы ввели правила об обязательной маркировке рекламных объявлений. Новые требования применяются в отношении всех участников рынка, включая физических и юридических лиц.
Маркировкой рекламы принято называть размещение коммерческой информации с пометкой «Реклама», токеном и данными о рекламодателе. Этот процесс предполагает передачу сведений о бизнесе оператору рекламных данных и осуществляется на основании закона № 347-ФЗ.
Пометкой «Реклама» называется сообщение о конечном рекламодателе. Маркировка означает присвоение токена, то есть персонального идентификатора с буквенно-цифровой кодом.
Данные шифры получают на рекламный креатив (тексты, изображения, ролики, сториз и другие промо материалы). Они не предоставляются на торговый бренд или коммерческую площадку.
По общему правилу токен располагается по ссылке. Если продавец размещает товары и услуги без кликовых ссылок, то код проставляется в начале и (или) поверх видеоролика или в выпадающем меню публикации. Формат написания токена - «erid: XXX».
Согласно введенным законодательным нормам было введено несколько новых терминов. Власти утвердили создание ЕРИР, то есть единого реестра интернет рекламы. Это систематизированная база, где размещаются данные об участниках рынка. Ведение реестра поручено органам Роскомнадзора. Сведения в ЕРИР должны храниться в течение 5 лет.
В него вносят информацию о креативах и коммерческих организациях. Данных передают через оператора или ОРД. Действующий порядок не предусматривает самостоятельную загрузку сведений на сайт. Среди популярных в РФ ОРД можно назвать VK, Сбер, МТС, Ozon, Яндекс.
Законодатель вводит термин токин или персональная метка. Это индивидуальное обозначение коммерческой публикации, которая прикрепляется в виде ссылки.
Согласно новому порядку вся реклама в интернете подлежит обязательной маркировке. Данные передаются в онлайн реестр.
Нормативный акт с требованием маркировки интернет рекламы действует в отношении следующих категорий коммерческих сообщений:
К рекламе могут отнести платные и бесплатные сообщения, которые имеют следующие характерные признаки:
Проставление обязательной маркировки обеспечивает решение таких задач как:
Чтобы сделать маркировку, необходимо:
Внешний вид обязательной маркировки может включать в себя ограничение возраста.
Законодатель обязывает соблюдать новые нормы права следующих категорий лиц:
Органы Роскомнадзора и ФАС ведут деятельность по обнаружению немаркированной рекламы.
В случае нарушения норм об обязательной маркировке в отношении виновных применяют меры юридической ответственности. Законодатель предусматривает серию штрафов для граждан, фирм и индивидуальных предпринимателей. В числе возможных вариантов правонарушений и наказаний:
Зоны юридической ответственности участников рекламной деятельности регламентируются в договоре. Избежать наказания можно при наличии соответствующих условий в соглашении сторон. Особенности назначения санкций зависят от установленного порядка взаимодействия.
Чтобы избежать штрафа за несоблюдение действующего закона, рекомендуется:
Чтобы сделать обязательную маркировку, необходимо составить текст объявления, который должен содержать:
Потребуется выбрать:
Пошаговая инструкция по размещению объявления может выглядеть по-разному в зависимости от типа коммерческого сайта, на котором оно будет опубликовано. Например, пользователи «ВКонтакте» выбирают подходящие настройки и заполняют строку с юридической информацией. После создания публикации сведения направляются к ОРД, который осуществляет модерацию.
В сервисе «Яндекс.Директ» работает аналогичный алгоритм. Пользователь выбирает нужные позиции по ссылке - Мои настройки. В простой анкете он вводит ИНН, телефон, вид организации, ОКВЭД. Токен может получить рекламодатель или посредник. В «Яндекс.Директ» он шифруется.
Поделиться в соцсетях