Содержание
Маркировка рекламы в интернете: пошаговая инструкция
До 1 сентября 2022 года каждый желающий мог рекламироваться в интернете, не отчитываясь перед государством. Но в прошлом году Федеральный закон о рекламе обновили, и теперь любую рекламную статью, пост, видеоролик, картинку, короткое объявление нужно помечать специальным кодом - маркировать, а затем - отчитываться об этом перед Федеральной антимонопольной службой России.
Целый год за нарушение этого закона не предусматривалось никаких наказаний. Но с 1 сентября 2023 года за отсутствие маркировки штрафуют: физлица платят до 100 000 рублей, юрлица - до 500 000, операторы рекламных данных - до 700 000.
Прецедент уже был: 21 сентября 2023 года к административной ответственности был привлечен администратор телеграмм-канала “Мой Нижний Новгород”. За 16 рекламных постов без маркировки ему грозит до 3 000 000 рублей штрафа.
Маркировать рекламные материалы не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Разобравшись с алгоритмом действий, на каждое объявление или статью вы потратите не более 5-ти минут.
Кратко: маркировать нужно любой материал, являющийся рекламой. В соответствии с законом 38-ФЗ под это определение подходят все материалы, которые:
Пример: ваша компания шьет одежду, и недавно вы разработали новую модель женских рубашек. Чтобы ее начали покупать, вы заказываете пост в местном телеграмм-канале, настраиваете таргетированную и контекстную рекламу.
Привлекаете ли вы внимание к рубашке? Да. Охватываете неопределенный круг лиц? Да, ведь чем больше людей увидит ваше объявление, тем лучше. И, конечно, вы доносите до конечного потребителя информацию о своем продукте разными способами. Это является рекламой, и вам нужно маркироваться.
“А если я рекламирую свой продукт или услугу на своем же сайте?” - спросите вы. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) также может признать это рекламой, поэтому ее нужно маркировать.
Что НЕ является рекламой:
Поскольку большинство рекламодателей лишь с 1 сентября 2023 года начали размещать тексты с маркировкой и интересоваться этой темой, возникает много вопросов по новому закону. Например, нужно ли помечать нативную рекламу, что делать блогерам, которые на своих сайтах и в социальных сетях постоянно публикуют обзоры товаров. По этим вопросам также есть разъяснения от ФАС. К рекламе НЕ относятся:
Важно! Последний пункт довольно неоднозначен. Если в ФАС такое упоминание посчитают рекламой, будет штраф. Поэтому желательно маркировать все, что направлено на продвижение и создание положительной репутации вашего товара или услуги.
Маркировка обязательна с 1 сентября 2022 года, с момента обновления Федерального закона о рекламе. Но до 1 сентября 2023 года за его нарушение не было никаких наказаний и последствий, поэтому рекламодатели не стремились вникать в этот вопрос.
С 1 сентября 2023 года нарушение закона влечет за собой штрафы:
То есть, маркировать объявления нужно было с 1 сентября 2022 года, а штрафы за несоблюдение этого закона вступили в силу с 1 сентября 2023 года.
Основная цель нововведения - сбор данных в едином реестре интернет-рекламы (ЕРИР), где они будут храниться в течение 5-ти лет. Информация из реестра будет доступна участникам рекламного рынка, представителям ФАС, налоговой и Роскомнадзора.
ФАС в этой цепочке выполняет фильтрационную функцию: “чистит” рынок от неправомерной рекламы. Налоговая служба - контролирует налогообложение. Роскомнадзор - обеспечивает защиту персональных данных.
Теперь кроме создания и размещения объявлений и статей необходимо выполнить целый алгоритм действий. Итак, как маркировать рекламную статью:
За нарушение любого пункта в этом списке могут оштрафовать. Как выглядит правильно промаркированная статья, как получить токен и как отправить отчет, разбираем дальше.
Чтобы реклама считалась правильно промаркированной, в ней должен содержаться токен ERID, название компании и, собственно, пометка “реклама”.
Токен ERID - уникальный буквенно-цифровой код, который вам выдает ОРД после того, как вы отправили ему свою статью или объявление. Важное правило: одно объявление - один токен. Действует код ровно год. Если вы планируете использовать креатив дольше, по истечении года его нужно перерегистрировать, получив новый токен.
По токену оператор различает компании и объявления. Это так называемый шифр, в котором содержится вся нужная информация о рекламодателе и рекламе.
Каждый токен передается в ЕРИР, созданный Роскомнадзором, куда есть доступ у ФАС и налоговой службы. Специально передавать ничего не нужно, оператор делает это автоматически.
Сейчас работает 7 операторов рекламных данных, вы можете выбрать любого:
Некоторые операторы предоставляют бесплатные услуги, некоторые взимают плату - от 1000 до 5000 рублей в месяц. Цены не указываем, поскольку все ОРД находятся в процессе формирования тарифов.
То есть, чтобы получить токен, нужно выбрать оператора, зарегистрироваться на его сайте и отправить статью, пост или картинку, которую вы собираетесь показывать на широкую аудиторию. Мгновенно вам выдадут уникальный код ERID, который вы и будете использовать в своем объявлении.
Важно! Если вы рекламируетесь во ВКонтакте или в Яндексе, объявления промаркируются автоматически. Вам нужно лишь заполнить в рекламном кабинете информацию о себе как о рекламодателе. Объявления для других площадок нужно маркировать вручную.
Чтобы объявление считалось правильно промаркированным, в нем должны содержаться данные:
Важно! Слово “реклама” и ERID нельзя прятать в выпадающее меню, а название компании или ФИО предпринимателя - можно. ERID всегда ставится в начало объявления, а если в тексте есть ссылка на рекламируемый продукт или услугу, токен можно зашить в нее. Пример: https://www.brevis-site.ru/?erid=ХХХ.
Если вы работаете с изображением или видео, данные размещаются поверх него на контрастном фоне, чтобы их было хорошо видно.
Ниже - варианты правильно промаркированных объявлений.
Озон. Токен “вшит” в адрес сайта.
ВКонтакте. Токен “вшит” в адрес сайта.
Телеграмм. Токен “вшит” в адрес сайта.
Запросить токен может любой участник цепочки: рекламодатель, рекламораспространитель или посредник.
Пример: вы заказали размещение статьи на сайте другой компании. Токен можете получить вы сами, владелец сайта, где будет размещена реклама, или рекламное агентство, которое пишет статью.
В отчете, который вы передаете в ОРД до конца месяца, следующего за месяцем размещения рекламы, должна содержаться статистика показов и расходы. Отчет передается тому же оператору, через которого вы получили ERID. В случае с Яндексом и ВКонтакте ничего делать не надо - они отчитываются автоматически.
Если вы разместили статью и планируете держать ее на сайте постоянно, нужно отчитываться о ней каждый месяц. Возможно, в будущем для таких “вечных” реклам ограничат длительность подачи отчетности, но пока этого нет.
Отчет заполняется все в том же кабинете на сайте оператора рекламных данных во вкладке “статистика”. Там вы указываете и количество показов, и сумму затрат - все предельно удобно и интуитивно понятно.
Как итог: если вы не маркируете рекламу, рано или поздно попадете в поле зрения ФАС. В интернете мы все как на ладони: на отсутствие маркировки на вашем сайте или в блоге может пожаловаться случайный посетитель - именно так произошло с телеграмм-каналом “Мой Нижний Новгород”, администратор которого теперь должен заплатить до 3 000 000 рублей штрафа. Поэтому соблюдайте закон о маркировке и не надейтесь на удачу - это убережет вас от потери денег.
Поделиться в соцсетях