Содержание
Рекомендации по выбору системы управления сайтом
Какую CMS выбрать для создания сайта: популярные CMS
Платформа, на которой сделан сайт, определяет практически все его характеристики, от удобства наполнения контентом до поддержки интеграции с внешними сервисами и возможностей по SEO продвижению. Поэтому CMS (Content Management System) рекомендуется выбирать до разработки веб-дизайна, при создании концепции раскрутки бизнеса в сети, в том числе личного бренда.
Система управления контентом представляет собой панель управления, через которую пользователь может создавать, редактировать и удалять страницы сайта. Технически это набор разных скриптов, объединенных в одну платформу. Часть из них предустановлено сразу, остальные добавляются в виде плагинов (расширений).
Типовая схема работы с CMS:
По необходимости любой модуль, встроенный или подключенный к платформе, можно доработать: добавить-убрать функционал, адаптировать для совместимости с обновленной версией PHP, Apache и других элементов. Внутри CMS легко настроить резервирование ресурса, антивирусную защиту, FTP-доступ к файлам, в этом она похода на панель управления хостинг-провайдера.
При оценке платформ для создания сайтов лучше отталкиваться от технических возможностей, их соответствия планам. Чем больше нужных функций CMS поддерживает без привлечения кодеров, тем лучше. Ведь это позволит сэкономить бюджет на доработку. Переписать можно любой код, но это потребует ресурсов, включая время.
Первые CMS появились еще в 2000-м году. За более чем 20-летний период развития на рынке стали выделять три их категории:
Выбирать из них лучше исходя из собственных навыков работы, наличия сотрудников, кто способен сходу создать сайт и поддерживать его.
Перечислим наиболее распространенные платформы. Их отличает неплохой уже встроенный набор функций, живые сообщества разработчиков, большое количество плагинов, поддержка со стороны внешних сервисов (многие сами пишут модули для интеграции по API).
Российский движок, что уже считается преимуществом. Создание сайта с нуля возможно даже без навыков – пользователям доступно 30 шаблонов готовых интернет-магазинов. Простая витрина доступна бесплатно, более мощные ресурсы в рамках платных тарифов (Минимаркет, Маркет или Гипермаркет). CMS поддерживает все необходимое для функционирования ИМ.
Неформальный лидер среди бесплатных движков. В официальном каталоге опубликовано более 55 тыс. плагинов для расширения функционала и тысячи шаблонов с разнообразным дизайном. Такой вариант поддерживают многие хостинг-провайдеры, предлагая автоматическую установку CMS. В списке расширений есть конструкторы лендингов, интернет-магазинов, форм захвата и т.д.
Еще один популярный бесплатный движок для создания сайтов. Не получил распространение как у ВордПресс из-за чуть менее удобной админки, сложностей с совместимостью плагинов. Последнее, если в штате есть программист, несущественно. Тем более, в сети опубликована масса библиотек с готовыми шаблонами под лендинги, ИМ, новостные сайты, портфолио.
Относительно известная бесплатная CMS. На ее платформе создают крупные форумы, новостные и правительственные сайты. В систему встроены механизмы управления нагрузкой на ресурс, другие профессиональные фишки. Позиционируется Drupal как инструмент для опытных веб-мастеров, хотя в сети есть и готовые решения для тех же ИМ.
Платный продукт от компании 1С, предлагаемый в рамках пяти тарифов, отличающихся функциями и количеством поддерживаемых сайтов. Популярный вариант для корпоративных ресурсов. Правда, требует постоянных вложений – большинство расширений платное, как и поддержка со стороны разработчика.
Своеобразный микс между конструктором и классической CMS. Система больше «заточена» под интернет-магазины, т.к. в нее изначально встроен модуль учета заказов. Но в сети есть и готовые шаблоны под сайты-визитки, личные блоги, страницы мероприятий. Ограничивает популярность платформы скромное количество интеграций.
Еще одна хорошая разработка от российских программистов. На нем собраны десятки тысяч сайтов, включая ресурсы Газпрома, Сбербанк, Капитала, Мазды. Система платная, всего представлено 6 тарифов с возможностью переключения между ними исходя из нужных функций. Единственный минус – платформа сложная для новичков, визуальный редактор довольно слабый.
Интересный вариант благодаря открытому исходному коду и бесплатной установке. Но готовых шаблонов под нее крайне мало. При наличии в штате программиста или навыков кодинга особых проблем это не вызывает. На MODx собирают информационные сайты, форумы, корпоративные порталы, лендинги, интернет-магазины.
Еще один платный отечественный движок с простым интерфейсом. Помимо оплаты тарифа, будет необходимо купить шаблон или заказывать его отдельно. Зато есть встроенный конструктор для создания лендингов, мультисайтов. В общем, CMS хорошая, но только при наличии собственного кодера для оперативного внесения изменений.
Специализированная CMS под ИМ с российскими корнями. Платная, но в оплату входят функции, необходимые для функционирования магазина, включая массовое редактирование товаров, модуль приема платежей, интеграцию с 1С, другими внешними сервисами. Создано чуть более 400 тем для быстрого развертывания ресурсов.
Однозначного ответа на такой вопрос не существует. Коммерческое использование сайта требует минимальных вложений в его создание и техническую поддержку. И это «автоматически» склоняет выбор к бесплатным движкам. Но они весьма ограничены по функционалу – придется добавлять плагины, разрабатывать их самостоятельно, редактировать имеющиеся.
Поэтому стоит оценивать все подходящие по возможностям решения, включая платные. И начинать с составления технического задания: что система должна уметь сразу, в перспективе, какой кодер выйдет дешевле (не все берутся, например, за MODx и Drupal). Если же трудовые ресурсы есть и хочется полностью управлять процессом, есть смысл написать сайт самостоятельно.
Приведем пример сравнения систем управления контентом по основным характеристикам. Если к этому вопросу подходить дотошно, придется включить в список несколько десятков позиций. Такие мозговые штурмы лучше проводить совместно с разработчиком, которому предстоит заниматься внедрением и доработками.
CMS | Лицензия | Типы сайтов | Безопасность | Инструменты | Поддержка SEO | Сложность |
---|---|---|---|---|---|---|
Moguta | Бесплатно | ИМ | Высокая | Встроенные | Есть | Простая |
WordPress | Бесплатно | Любые | Низкая | Встроенные, плагины | Есть | Простая |
Joomla | Бесплатно | Любые | Низкая | Встроенные, плагины | Есть | Требует навыков |
Drupal | Бесплатно | Любые | Высокая | Встроенные, плагины | Есть | Средняя |
1С-Битрикс | Платно | Любые | Высокая | Мало | Есть | Простая |
Nethouse | Платно | Любые | Высокая | Мало | Есть | Средняя |
UMI-CMS | Платно | Любые | Высокая | Встроенные, плагины | Есть | Простая |
MODx | Бесплатно | Любые | Высокая | Встроенные, плагины | Есть | Средняя |
NetCat | Платно | Любые | Высокая | Встроенные, плагины | Есть | Средняя |
CS-Cart | Платно | ИМ | Высокая | Мало | Есть | Простая |
При отсутствии опыта по оценке функционала платформ для управления сайтом лучше учитывать первоначальные затраты на лицензию, необходимых расширений. И наличие требуемых возможностей в базовой версии, например, поддержки каталога товаров, корзины, подключения интернет-эквайринга.
Публикация информационного контента требует простоты создания-редактирования страниц, их оптимизации по SEO. И отчасти наличие поддержки большого количества расширений, бесплатная лицензия. Не зря в этом направлении «рулит» WordPress. Он имеет интуитивно понятный интерфейс и простую систему загрузки тем, плагинов (многие из них русифицированы).
Наиболее жесткие требования из всех существующих категорий предъявляются для платформы, на которой собираются запускать интернет-магазин. Обязательна высокая безопасность, ведь в базе ИМ будут храниться персональные данные, через сайт проходят платежи с банковских карт. Плюс нужен стандартный функционал – корзина, заказ доставки и пр. Варианты: 1С-Битрикс, CS-Cart, Moguta и подобные системы.
Простота и скорость сборки одностраничника, это все, что необходимо пользователю. Никаких SEO модулей или корзин здесь не требуется. Вполне достаточно установить плагин для сборки лендинга на WordPress, MODx или NetCat. Встроенного функционала этих систем вполне достаточно, чтобы быстро создавать стандартные одностраничные сайты.
При выборе движка корпоративного ресурса важна простота, перечень функций. Первое нужно для быстрой адаптации сотрудников, уменьшения рисков ошибок из-за человеческого фактора. Второе нацелено на обеспечение рабочих мест. Что именно понадобится, нужно решать исходя из задач, которые предстоит решать. Здесь неплохо показывают себя 1С-Битрикс, Drupal, MODx.
Новостные сайты, иные проекты с большим объемом информации могут создаваться практически на любой платформе. Важнее не функционал самой системы, а возможности сервера, выделенного хостинг-провайдером. Потому что такие проекты предполагают огромное количество трафика, с периодическими всплесками.
Специфическое направление, чаще реализуемое при помощи расширения. Например, bbPress для WordPress, Kunena – Joomla, Advanced Forum – Drupal, phpBB – MODx. Плагины содержат нужный функционал и практически не требуют доработки. Сами форумы обычно публикуют на поддомене, отдельно от основного сайта.
Выбор CMS в сети более чем ощутимый. Многие из рассмотренных вариантов частично дублируют друг друга по возможностям. Поэтому пользователю рекомендуется развернуть тестовые системы, например, локально при помощи программного пакета Denwer. И вживую опробовать управление, публикацию страниц, настройку интерфейса.
Поделиться в соцсетях